Вторым большим центром добычи золота и ювелирного производства, изделия которого распространялись главным образом в бассейне Альто-Каука и прилегающих районах, была зона в районе Старого Кальдаса и частично северной части в департаменте Валье. После Сину это был крупнейший доиспанский центр, откуда шли ювелирные изделия тонкой работы. Это была собственно зона Кимбайя, название которой происходит от племен, живших в этом районе в момент появления там европейцев. Наличие большого количества залежей золота, а также относительная легкость, с какой можно было приобрести этот металл в других провинциях благодаря высокому уровню меновой торговли (соль на ювелирные изделия), привели здесь, как и в Буритике, к развитию металлургии (плавка и обработка золота), обладающей специфическими чертами, которые позволяют особо выделить стиль "кимбайя".
Сами прииски находились и продолжают разрабатываться в департаменте древнего Кальдаса. Горное дело было для его населения привычным занятием и наиболее важной частью их деятельности и в доколумбовы времена и в колониальный период, когда европейцы использовали здесь труд рабов - индейцев и негров.
В хрониках XVI, XVII и XVIII веков говорится о многочисленных богатых месторождениях, а также о необычно большом количестве золотых изделий религиозного характера во владении индейцев в момент первых контактов между ними и испанцами, что указывает на расцвет ювелирного дела в это время, то есть в первой половине XVI века.
О богатстве индейцев кимбайя высоко отзываются почти все хроники эпохи конкисты, особенно те их авторы, которые имели возможность сопровождать первых открывателей этих земель. Исторические источники весьма оживленно рассказывают о высоком качестве индейских изделий и о большом их разнообразии. Сьеса де Леон, например, пишет: "...у сеньоров имелись большие запасы золота. Среди прочих их вещей, попадающихся на глаза, были золотые украшения и большие золотые кубки, из которых они пили вино. Я видел, как касик по имени Такуррумби подарил капитану Хорхе Робледо такой кубок вместимостью в два асумбре (асумбре - мера жидкостей, около 2,16 л.). Второй кубок, более вместительный и красивый, он преподнес Мигелю Муньосу".
Не менее интересны сведения, которые сообщает тот же самый автор о соседних народах. В частности,относительно индейцев Армы он пишет: "Сегодня, как и раньше, у них много отличного золота; и если бы у туземцев провинции Арма был бы такой же характер, как у индейцев Перу, и они были бы столь же покорными, то, добывая золото на своих приисках, они смогли бы в год выплачивать налоги в размере пятисот тысяч золотых песо. У них имеются большие золотые украшения, причем чистота золота очень высока, наименьшая проба - девятнадцать карат. Когда они отправлялись на войну, то надевали на себя золотые короны, большие нагрудные медальоны, очень красивые украшения из перьев, золотые же браслеты и прочие драгоценности. Когда мы во главе с капитаном Хорхе Робледо впервые вступили с ними в контакт, то, насколько я помню, они были увешаны золотом с головы до ног, и поэтому до сих пор местность, в которой мы впервые с ними встретились, называется Лома-де-лос-Армадос. Я вспоминаю, что когда капитан Хорхе Робледо вторично посетил провинцию Арма, то по его приказу некий Антонио Пиментель и я в деревне Яйо разрыли могилу, в которой нашли более двухсот небольших золотых вещиц, которые в этих землях называются чагуалетами и которые прикрепляются к одежде, а также много разных блях".
Сами прииски находились и продолжают разрабатываться в департаменте древнего Кальдаса. Горное дело было для его населения привычным занятием и наиболее важной частью их деятельности и в доколумбовы времена и в колониальный период, когда европейцы использовали здесь труд рабов - индейцев и негров.
В хрониках XVI, XVII и XVIII веков говорится о многочисленных богатых месторождениях, а также о необычно большом количестве золотых изделий религиозного характера во владении индейцев в момент первых контактов между ними и испанцами, что указывает на расцвет ювелирного дела в это время, то есть в первой половине XVI века.
О богатстве индейцев кимбайя высоко отзываются почти все хроники эпохи конкисты, особенно те их авторы, которые имели возможность сопровождать первых открывателей этих земель. Исторические источники весьма оживленно рассказывают о высоком качестве индейских изделий и о большом их разнообразии. Сьеса де Леон, например, пишет: "...у сеньоров имелись большие запасы золота. Среди прочих их вещей, попадающихся на глаза, были золотые украшения и большие золотые кубки, из которых они пили вино. Я видел, как касик по имени Такуррумби подарил капитану Хорхе Робледо такой кубок вместимостью в два асумбре (асумбре - мера жидкостей, около 2,16 л.). Второй кубок, более вместительный и красивый, он преподнес Мигелю Муньосу".
Не менее интересны сведения, которые сообщает тот же самый автор о соседних народах. В частности,относительно индейцев Армы он пишет: "Сегодня, как и раньше, у них много отличного золота; и если бы у туземцев провинции Арма был бы такой же характер, как у индейцев Перу, и они были бы столь же покорными, то, добывая золото на своих приисках, они смогли бы в год выплачивать налоги в размере пятисот тысяч золотых песо. У них имеются большие золотые украшения, причем чистота золота очень высока, наименьшая проба - девятнадцать карат. Когда они отправлялись на войну, то надевали на себя золотые короны, большие нагрудные медальоны, очень красивые украшения из перьев, золотые же браслеты и прочие драгоценности. Когда мы во главе с капитаном Хорхе Робледо впервые вступили с ними в контакт, то, насколько я помню, они были увешаны золотом с головы до ног, и поэтому до сих пор местность, в которой мы впервые с ними встретились, называется Лома-де-лос-Армадос. Я вспоминаю, что когда капитан Хорхе Робледо вторично посетил провинцию Арма, то по его приказу некий Антонио Пиментель и я в деревне Яйо разрыли могилу, в которой нашли более двухсот небольших золотых вещиц, которые в этих землях называются чагуалетами и которые прикрепляются к одежде, а также много разных блях".