Техника золочения придавала изделиям из низкопробного золота или томпака вид предметов из чистого золота. Она применялась муисками, кимбайа, сину и другими ювелирами Колумбии доиспанского периода. Существуют сообщения об этой технике хронистов времен испанского завоевания, в которых отмечается, что испанцы часто бывали обмануты, получая (как подать от племен) золото, которое они считали высокопробным и которое, к их удивлению, при плавлении оказывалось крайне низкого качества. Монах Педро Симон сообщает следующие сведения об индейских племенах Санта-Фе, Велеса и Тунхи, с которых дон Алонсо Луис де Луго приказал собрать подати после того, как объявил бесхозными имения, ранее распределенные в этой провинции:
"И его помощники с большим усердием стали собирать для него со всех касиков подати и недоимки, которые те должны были платить своим энкомендеро, и брали даже больше, чем получали энкомендеро за все время, что имения считались бесхозными и индейцы не платили податей; так собрал дон Алонсо большую сумму золота у индейцев, хотя правда, что, платя налоги (предметами, сделанными для себя и для энкомендеро), они приносили вещи не из полновесного золота, а почти полностью из меди, которой снаружи был придан блеск и цвет чистого золота; и те, кто брал его, обманывались, что стало видно в Испании, когда плавление показало, что каратов чистого золота было мало; и таким образом были обмануты надежды дона Алонсо".
Фернандес де Энсисо в 1519 году писал об индейцах Санта-Марта следующее:
"Индейцы владели большим количеством золота и меди. Много было у них и золоченой меди. Говорят, что индейцы золотят медь травой, которая растет в тех землях, и если истолочь ее и выжать сок, а потом вымыть в нем медь и положить ее в огонь, то медь приобретает цвет золота, и цвет этот ярче или бледнее в зависимости от того, больше или меньше взято травы".
Эти данные полностью подтверждаются анализом предметов, найденных в раскопках как на территории Эквадора, так и на территории Колумбии, относящихся ко времени до прихода испанцев. Баррига Вильяльба, основываясь на анализе позолоченных изделий, хранящихся в Музее Золота Банка Республики, так объясняет этот способ с технической точки зрения:
"Если изделие из золота какой-либо пробы, например из томпака, в течение многих часов подвергается обработке при температуре ниже температуры плавления в хорошо приготовленной смеси из глины и соли, происходят те же процессы, что и при очистке золота. С поверхности изделия удаляются окислы металлов и часть серебра, и остается слой золота тем большей толщины, чем дольше идет процесс. С помощью золочения и последующей полировки изделие приобретает вид чистого золота".
Риве и Арсандо, пораженные сходством техники золочения в Америке и Европе, после тщательного изучения этого вопроса пришли к выводу, что эта техника была известна в Старом Свете уже в древности, что известно по текстам XI и первых десятилетий XII века. Подобную технику золочения, открытую в Америке, они считают конвергентной, указывая на то, что многие открытия делаются при культурном развитии народов одновременно независимо друг от друга.
Техника золочения была достаточно широко распространена в Америке, ее знали индейцы Мексики, Гватемалы, Панамы, Колумбии и Эквадора. Мы еще не знаем, дошла ли она до Перу и Боливии, но металлургам Чили и Аргентины она была незнакома.
Все указывает на то, что эта техника была развита, а может быть, и изобретена в средней части континента, то есть где-то в Колумбии, Венесуэле или Эквадоре. Овьедо сообщает интересные сведения о работе местных жителей по золоту:
"Индейцы очень хорошо умеют золотить предметы, которые они делают из низкопробного золота и меди. Они достигли в этом такого мастерства и совершенства и придавали такой блеск позолоченным изделиям, что те кажутся, если судить по цвету, сделанными из золота очень высокой пробы (23 карата и выше). Они делают это с помощью определенных трав... Применяется этот способ только в континентальной части, и здесь много позолоченного низкопробного золота... Я видел траву, индейцы мне ее показывали, но я никогда не мог ни лестью, ни другим способом узнать у них их секрет. Они утверждали, что делали это не они, а те, кто живет в далеких землях, и указывали на юг".
Риве и Арсандо полагают, что колумбийские индейцы употребляли для золочения своих изделий то же растение, что применяют для золочения своих украшений жители Эквадора,- oxalis pubes, которое на языке кечуа носит название чулько. Его сок благодаря содержащейся в нем щавелевой кислоте растворяет окись меди.